Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Когда исправятся «деды»

Присяга

Валерий Киселев

Когда исправятся «деды»

Многие родители, отправляя своих детей в армию, боятся дедовщины. Так в обществе принято называть неуставные отношения, имеющие место в некоторых воинских частях. В армии всегда боролись с этим позорным явлением, но в последнее время за «дедов», похоже, взялись всерьез.

Нижегородский и Мулинский военные суды вынесли несколько приговоров в отношении таких военнослужащих. Впервые некоторым из обвиняемых помогали на суде защитники по программе «Адвокаты для солдат», финансируемой Фондом Бориса Березовского.

За что бьют в армии?

За неподшитые подворотнички

Младший сержант Биярслан Магомедов, призванный из Дагестана, исполняя обязанности старшины роты, как установил суд, трижды применял физическое насилие к своим подчиненным. За ненадлежащее, по его мнению, наведение порядка в спальном помещении казармы младший сержант Магомедов четыре раза ударил солдата по лицу и туловищу. Еще один рядовой схлопотал от младшего сержанта по лицу за неподшитый подворотничок, другой за ту же самую провинность — пять ударов по лицу и пинок по ноге.

Военный суд лишил Биярслана Магомедова звания «младший сержант» и приговорил его к девяти месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на шесть месяцев.

За отказ выполнить команду

Рустам Ашибоков, призванный из Кабардино-Балкарии, избил подчиненного ему по службе солдата. За отказ выполнить команду «Бегом марш!» Ашибоков ударил солдата в нос, три раза в грудь и по телу, два раза коленом в живот.

Суд назначил Рустаму Ашибокову наказание ниже низшего предела: два года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

Солдат, пострадавший от рукоприкладства Ашибокова, предъявил и гражданский иск в сумме трех тысяч рублей. Обвиняемый не возражал заплатить деньги за избиение сослуживца.

За слабую строевую подготовку

Рядовой Владимир Приказчиков, призванный из Чкаловского района Нижегородской области, в спальном помещении казармы ударил другого солдата два раза кулаком в грудь и не менее трех ударов по туловищу. За что? За плохо выполненную порученную тому работу.

Спустя несколько дней рядовой Приказчиков вместе со своим сослуживцем избил еще одного солдата за слабую строевую подготовку. Наконец, рядовой Приказчиков поднял руку и на лейтенанта: будучи пьяным, ударил локтем в голову, когда офицер его задержал.

Этот воин получил два года лишения свободы в колонии-поселении.

За плохо вымытый пол

Руслан Салаханов, призванный из Дагестана, неоднократно избивал своих подчиненных. Дневального по роте он избил за плохо вымытый пол, другого солдата за то, что тот медленно пришивал бирки к противогазам. Еще один солдат получил от Аслаханова тумаки за то, что не предупредил его о приходе дежурного по части.

И этот защитник Родины получил наказание ниже низшего предела: шесть месяцев дисциплинарного батальона.

За отсутствие сигарет

Игорь Козлов и Андрей Митрофанов, призванные из Чувашии, попросили у «молодого» сигарет, а когда тот ответил, что их у него нет, избили его кулаками и ногами. Парень получил разрыв селезенки и кровоизлияние в брюшную полость.

И эти двое обвиняемых были осуждены на два года лишения свободы условно. Из-под стражи они освобождены в зале суда и отправились служить дальше, чтобы «своим поведением доказать свое исправление», как сказано в приговоре.

Упал — отжался

Все мораль читаю какую-то нехорошую…

  • Умом ты можешь не блистать, но сапогом блистать обязан.
  • Что у вас ремень на яйцах висит, как у беременной бабы!
  • Эти проблемы, к сожалению не решаются, но в целом их решить удается.
  • Это до чего надо было доучиться в институте, чтобы не взять ногу впереди идущего товарища!
  • Я все время спускал вам сквозь пальцы, но если я кого-нибудь поймаю за что, то это будет его конец!

Из Уголовного кодекса Российской федерации

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, — наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) неоднократно;

б) в отношении двух или более лиц;

в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

г) с применением оружия;

д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Смягчающие обстоятельства

Все эти обвиняемые получили минимальное наказание — «ниже низшего предела», как отмечено в приговорах.

Что же стало для судей смягчающими обстоятельствами?

При назначении наказания Биярслану Магомедову суд учел, что он «привлекается к уголовной ответственности впервые, до призыва на военную службу характеризуется положительно, за весь период службы характеризуется удовлетворительно, в содеянном чистосердечно раскаялся». Учел суд и то обстоятельство, что «каких-либо последствий для здоровья потерпевших от насильственных действий Магомедова не наступило». Да, избил, но что, мол, солдату синяки…

Вынося решение по делу Рустама Ашибокова, суд учел, что «до призыва на военную службу и за время ее прохождения он характеризовался с положительной стороны, в содеянном чистосердечно раскаялся, превышение должностных полномочий было обусловлено неисполнением приказа». Получается, что за неисполнение приказа бить можно?

При назначении наказаний Козлову и Митрофанову суд учел, что они положительно проявили себя в командировке на Северном Кавказе, принесли свои извинения потерпевшему, добровольно возместили ему моральный вред и средства на стационарное лечение.

Меньше всех повезло Приказчикову. Все же и ранее он «неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности, и по военной службе характеризуется крайне отрицательно, в том числе и после преступлений, в совершении которых он обвиняется». И за все эти «подвиги» — два года колонии-поселения…

Сказки по ночам

В областном комитете солдатских матерей накопилось немало писем с рассказами солдат о неуставных отношениях в армии.

«Старослужащие требуют сигарет, вина в больших количествах, заставляют стирать их одежду, — пишет Андрей Панфилов. — Не давали спать, били всем, что попадется под руку…»

«Били за то, что отказывался носить обед старослужащим и искать сигареты, — пишет Денис Никитин. — Били в основном под сердце и поддых. Пацанов, которые носили им еду, все равно били. Приходится отдавать дедам свой чай, хлеб и второе».

«Ночью деды заставляют нас учить и рассказывать сказки, — написал еще один солдат. — По ночам поднимают и от нечего делать бьют. Один раз меня пинали сапогами так, что ребра болели недели две».

Есть письма, которые нельзя читать без содрогания… Ощущение, что ребята служат не в родной армии, а находятся в плену у бесчеловечного противника.

Как быть? Не бить!

С шестидесятых годов существует в нашей армии «дедовщина». Вроде бы и борются с ней, но победы на горизонте не видать.

А что думают об этом явлении те, кто отслужил в армии?

Дмитрий Курицын, председатель Нижегородской областной общественной организации «Ветераны чеченского конфликта»:

— Без дедовщины в армии — никуда. Это нормальное явление, старослужащие должны иметь привилегии, учить «молодых». Это нормально, когда молодые солдаты выполняют тяжелую работу, все через это прошли. Кто сказал, что в армии будет легко? Но бить, конечно, нельзя. А корни дедовщины в психологии наших людей. Какое общество, такая и армия. Главное там — не бояться. Если в армию пришел «маменькин сынок», не умеющий пуговицу пришить, то служить ему будет трудно, все его станут зацеплять. А тренированному парню, умеющему за себя постоять, бояться нечего. Если бы все парни перед армией проходили через военно-спортивные клубы, где дают навыки службы, им было бы легче. В части, где я служил, дедовщины не было. И сам я никому не поддавался и пошел в армию хорошо подготовленным. Бороться же с дедовщиной надо постепенно, а жестокие наказания за неуставные отношения не помогут.

Россия взяла курс на создание контрактной армии. Может быть, в такой армии солдаты не будут бить друг дружку и заставлять рассказывать сказки. Хотелось бы в это верить. А пока, что ж, будем бороться с дедовщиной и ждать, когда исправятся те, кто получил за это наказание нашего гуманного суда.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz