Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / «Я стрелял холостыми. Я вчера был живой…»

Дни памяти

Валерий Киселев

«Я стрелял холостыми. Я вчера был живой…»

Масштаб и значимость акции «Дни памяти погибших в 1941–98 годах» должно было подчеркнуть участие в ней руководства Нижнего Новгорода и области, главы Мордовии, православной церкви, гостей из Чувашии, делегаций из ряда городов Нижегородской области, одного из Героев России майора Д. Ларина, начальника 124-й медико-судебной лаборатории Северо-Кавказского военного округа полковника В. Щербакова, которому до сих пор приходится идентифицировать останки погибших в Чечне солдат.

Необходимый эмоциональный настрой против войны создавали длинный ряд мам с выплаканными глазами, державших в руках портреты своих убитых в Чечне сыновей. И. Скляров прошел вдоль этого строя и участливо поговорил с каждой мамой. Выступил на митинге и известный певец Ю. Шевчук, у многих сжималось сердце от слов его песни:

Умирали пацаны просто
И не каждый был снаружи прекрасным,
И не все были высокого роста…

Митинг на площади Минина и Пожарского, куда пришли сотни нижегородцев, был кульминацией этой акции. До этого на кладбище Марьина роща прошла церемония закладки храма-часовни в память всех погибших в войнах и локальных конфликтах, которые вела наша страна, начиная с 1941 года. В этой церемонии приняли участие также сотни людей, судьбы которых так или иначе причастных к этим войнам и конфликтам. Были здесь и матери погибших, их жены и дети, бойцы СОБРа и ОМОНА, офицеры армии, губернатор И. Скляров и другие руководители города и области. Отец Кирилл, после того, как в основание храма была заложена капсула с именами нижегородцев, погибших в Афганистане и в Чечне, отслужил молебен. Строительство храма пойдет на народные пожертвования.

А начался этот день с «круглого стола», организованного Нижегородским областным комитетом солдатских матерей, в котором приняли участие представители советов ветеранов Великой Отечественной войны, Союза ветеранов Афганистана, совета ветеранов участников конфликта в Чечне, ряда общественных организаций. «Круглый стол», очевидно, должен был стать своеобразным теоретическим обоснованием задуманной акции: ветераны всех войн, которые вела наша страна с 1941 года, должны вместе выступить в борьбе за мир, пробудить общественное сознание, повлиять на правительства разных стран и НАТО, чтобы они не вели больше никаких войн.

Однако «круглый стол» прошел более чем странно. Председатель Нижегородского общества прав человека С. Шимоволос в своей речи заявил буквально так:

— Милитаризм остается частью военно-патриотического воспитания. Нельзя говорить о второй мировой войне, как о войне священной для нашей страны, войну Советский Союз начал, как агрессор…

Естественно, это мнение вызвало весьма бурную реакцию ветеранов Великой Отечественной, однако возможности дать ответ на этот оскорбительный выпад им предоставлено не было.

— Дискуссии у нас здесь не будет! — сказала ведущая «круглого стола» Г. Лебедева. Да и времени на решение глобальных и философских проблем отведено было мало — всего час.

После выступления С. Шимоволоса и, в частности, его слов, что «милитаризм остается частью военно-патриотического воспитания», осталось впечатление, что идеи на этот «круглый стол» индуцировал министр информации Чечни Мовлади Удугов, про которого политологи говорили, что ему принадлежит половина успеха в войне России и Чечни. При этом стоит напомнить, что представители Нижегородского общества прав человека (НОПЧ) ездили в Чечню в период боевых действий и были в стане противника, а когда пленные российские офицеры из Шумиловской бригады попросили их передать родным весточки, что они живы, отказались это сделать.

— О какой милитаризации в России можно говорить, если оборонные заводы стоят, а армия влачит жалкое существование? — пытался оппонировать С. Шимоволосу участник Парада Победы В. Бондарь.

Депутат Законодательного собрания области директор ННТВ О. Носкова после выступления С. Шимоволоса, грустно заметила:

— Слушая все это, можно поставить диагноз: «Потеря совести при частичном восстановлении памяти».

Достойную отповедь С. Шимоволосу дал и председатель Нижегородского регионального отделения Союза ветеранов Афганистана В. Бирюков, подчеркнув, что «афганцы» всегда с уважением будут относиться к ветеранам Великой Отечественной и заниматься именно военно-патриотическим воспитанием молодежи. А то на «круглом столе» прозвучало, что должное быть не военно-, а героико-патриотическое воспитание. Героем, выходит, ты быть можешь, но учиться воевать не должен?

Но дискуссия на «круглом столе» чуть было не взяла крен и в более опасную сторону. Представитель Нижегородской миротворческой группы военный врач В. Гурский прямо сравнил президента России Б. Ельцина с… Чикатило. И это высказывание присутствовавшие на «круглом столе» представители государственной власти предпочли ни опровергать, ни комментировать.

Когда на митинге у памятника В. Чкалову слово взял представитель президента России по Нижегородской области А. Косариков, многие надеялись, что вот сейчас, только что после похорон царской семьи, где Б. Ельцин от имени государственной власти покаялся и попросил прощения за убийство, совершенное 80 лет назад, пусть и другими людьми, здесь, в Нижнем Новгороде, на акции, претендующей на масштаб всероссийской, хороший повод не только общими словами почтить память погибших в Чечне, но и от имени государства покаяться перед матерями или хотя бы объяснить народу, за что погибли эти прекрасные парни, чьи портреты держали в руках их матери. Сказал бы, что армия, пусть и как слон в посудной лавке, но наводила в Чечне конституционный порядок, спасала русских людей от геноцида, пролитая солдатская кровь была оправданна необходимостью покончить с криминальным режимом — увы, ничего подобного не прозвучало из уст представителя президента России.

— Мусульмане — это такие люди, с которыми за стаканом вина не помиришься, — грустно заметил мужчина, слушавший призывы к миру, звучавшие на этом митинге. — Их счет мести к нам — пять за одного своего. Они знают и все адреса тех, кто против них воевал в Чечне.

Впрочем, на «круглом столе» и на митинге ясно дали понять: то, что происходило в Чечне, это была не война, а конфликт. Ну, как у торговок на базаре, только в большом масштабе.

На митинге было зачитано Обращение в ООН, Организацию безопасности и сотрудничества в Европе, в НАТО, Совет Европы и главам государств и правительств. «Требуем употребить авторитет международного сообщества на предотвращение войн и локальных конфликтов». А ведь эти слова можно воспринять и как приглашение ООН в Россию для помощи в прекращении локальных конфликтов. Стоит напомнить, что одна из конфликтующих сторон в Югославии также попросила ООН помочь разобраться в своих конфликтах, и где она сейчас — Югославия?

Во всей этой акции с ее призывами в стиле известного героя мультфильмов кота Леопольда бороться за мир вообще и против якобы нарастающей милитаризации общественного сознания в России так тонка была грань между искренним желанием не допустить в будущем гибели сыновей на войне и по женски наивным, обезоруживающим пацифизмом, что невольно подумалось: и это — народ, который победил Наполеона и Гитлера? Впрочем, один из уважаемых людей в форме тоже заявил: «Лучше десять лет сидеть за столом переговоров, чем один день воевать». Непонятно только, почему он носит форму, а не рясу священника или фрак дипломата. И какие могут быть десятилетние переговоры с бандитами, которые расстреляли в Грозном его же товарищей?

Древние римляне выстрадали мудрый закон жизни для любого государства: «Хочешь мира — готовься к войне». А в такой борьбе за мир, что предлагали в ходе этой акции, можно и Родину потерять. Одними призывами и увещеваниями Радуева и Хоттаба, ремесло которых — война, не остановить.

«Я стрелял холостыми. Я вчера был живой…» — неслась над площадью песня.

Кто знает, если бы стрелял тот парень не холостыми, не стояла бы сейчас его мама с портретом на площади.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz