Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Фугасы для «Минина»

[30.08.2001]

Чеченское эхо

Валерий Киселев

Фугасы для «Минина»

Задолго до начала контртеррористической операции в Чеченской республике — весной 1994 года — сюда стали выезжать в командировки сотрудники Волго-Вятского управления внутренних дел на транспорте. Пытались бороться с повальными грабежами на железных дорогах, проходящих по территории Чечни. Затем, с началом военных действий, несли службу по охране станций Червленая-Узловая и Кизляр, стратегических мостов, обороняли от бандитов Гудермес. И вот уже второй год в Чечне несет службу уникальная по нынешним временам боевая единица — бронепоезд.

По традициям дедов

Вначале Великой Отечественной войны горьковчане построили бронепоезд «Козьма Минин», он успешно громил гитлеровцев и прошел славный боевой путь, поэтому, когда командование группировки приказало построить для охраны железных дорог Чечни бронепоезд, у его экипажа, ОМОНа «Ястреб» Волго-Вятского ГУВД на транспорте, не было раздумий, какое имя ему дать. Конечно — «Козьма Минин». В память о бронепоезде, который стоит сейчас на вечной стоянке в Нижнем Новгороде.

Тогда, в 41-м, бронепоезд строили сотни железнодорожников и рабочих города. Нынешний «Козьма Минин» омоновцы сами собрали из того, что нашлось на станциях — несколько платформ и старых вагонов.

Основная броня — люди

«Козьма Минин» базируется на станции Моздок. Впрочем, бронепоездом его можно назвать весьма условно. Вместо стальной брони — мешки с песком на платформах, вагоны укреплены изнутри тоже мешками и досками, кое-где металлическими пластинами. А чтобы сбить противника с толку, платформы закрыты камуфлированной сетью.

Зато огневая мощь «Козьмы Минина» внушает уважение: две счетверенные зенитные установки и боевая машина пехоты на платформах, автоматические гранатометы «Пламя», пулеметы, автоматы. Это — море огня, если боевики решатся обстрелять бронепоезд. Такое случается, но редко: бандиты не любят рисковать.

Спешить нельзя

Бронепоезд сопровождает эшелоны из Моздока в Ханкалу и Гудермес. То и дело мимо станции грохочут эшелоны с новенькими комбайнами «Дон» и «Нива», обратно — цистерны с нефтью.

Бронепоезд обязан первым принимать на себя огонь боевиков. Но все же главная опасность для «Козьмы Минина» — фугасы на железной дороге.

В купе командира бронепоезда подполковника Андрея Креховца есть карта Чечни, на ней обозначены места, где случались подрывы и закладки фугасов, обстрелы. Восемь командировок на счету нынешнего командира бронепоезда, и все они прошли успешно и без потерь. Хотя каждая такая поездка с сопровождением эшелонов может закончиться бедой. У всех в Чечне в памяти трагедия с армейским бронепоездом «Железный капут». Он был подорван боевиками. Рассказывали, что мощным взрывом с путей снесло пять платформ, воронка в диаметре достигала шестидесяти метров. Тогда были погибшие и раненые.

Поэтому «Козьма Минин» едет со скоростью, далекой от курьерской. Спешить нельзя: можно оказаться и на том свете.

«Хотелось себя испытать»

Прапорщик милиции Андрей Великанов — единственный взрывотехник на бронепоезде. От его внимания и умения зависят жизни десятков людей. Свой первый фугас он обезвредил в первой же поездке.

— Миноискатели не годятся, потому что рельсы железные, — рассказал Андрей Великанов. — Идем вдоль путей и внимательно смотрим, шаг за шагом. Наиболее опасные участки дороги — по пять-восемь километров — с группой прикрытия проходим впереди бронепоезда пешком. Главное — обнаружить провода, ведущие к заложенному фугасу. Видим — свежий грунт, хотя боевики стараются маскировать фугас. Нашел его на участке железной дороги под Джалкой. Хорошо замаскирован, разминировать было нельзя. Отошел метров на сто и сдернул фугас «кошкой». Рельсы, конечно, подорвались, пришлось их менять.

Андрей о специфике своей профессии рассказывает спокойно, словно не фугасы, а капусту собирает. Хотя и понимает, что малейшая ошибка может закончиться для, него трагически.

Как стал взрывотехником?

— Хотелось себя испытать, — сказал он.

— Предложили, я согласился сразу. Прошел курс теоретической подготовки по взрывным устройствам, практиковаться приходится здесь. А риск в жизни всегда есть, — философски закончил Андрей.

Наедине со смертью

Свои обязанности взрывотехника бронепоезда Великанов передал приехавшему на смену капитану милиции Вадиму Захарову, одному из ветеранов «Козьмы Минина», награжденному орденом Мужества. На его счету шесть обезвреженных фугасов.

— Очень тяжело психологически, когда идешь по железнодорожным путям, — рассказал Вадим. — Когда нашел первый фугас, мне надо было остаться с ним наедине. Наш снайпер рядом был, я ему кричу: «Уходи! Уходи!», а он — как оцепенел. Стал в него камушки кидать — все равно сидит. Только когда уж в голову ему попал — ушел. Засек время и сам потом удивился, что провозился с этим фугасом около часа. А жарко было — пот глаза заливает, даже бронежилет мокрый был.

Одно неосторожное движение, и даже попрощаться с белым светом не успеешь…

— И каждый раз, когда находим фугас, сначала не знаешь, как к нему подступиться, — продолжил Вадим Захаров. — Диверсанты всегда придумывают какие-нибудь хитрости, это настоящие профессионалы. Под Джалкой нам женщина показала место, где установлен фугас. Вижу — только провода торчат. Сначала нашел снаряд — такая «дура» лежит, от рельса до рельса, потом откопал газовый баллон. Почти три часа здесь работал. На Кизлярской ветке, ребята рассказывали, было зарыто двенадцать газовых баллонов, и под каждым — заряд тротила.

Каждый из шести обезвреженных Вадимом Захаровым фугасов был со своей спецификой, «с фантазией», как он сказал.

Кость в горле

Снят очередной фугас — и бронепоезд медленно трогается в путь. До очередного опасного участка. И сколько их на карте командира на пути от Моздока до Гудермеса…

«Козьма Минин» сегодня — кость в горле у боевиков. На штабном вагоне условными знаками обозначено количество проведенных бронепоездом в Чечню эшелонов — 175. Это тысячи солдат и тысячи тонн боеприпасов, стройматериалы, продовольствие.

Без ЧП прошла трехмесячная служба смены под командованием майора милиции Виктора Пестрикова. На «Козьму Минина» приехал экипаж ОМОНА во главе с подполковником Андреем Креховцом. На три месяца. Бойцы заняли свои места на бронепоезде, зенитчики зарядили пулеметы. Попарились с дороги в баньке, устроенной в последнем вагоне бронепоезда, и на завтра — в путь. С Богом!

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz