Проект Валерия Киселева / Статьи / Криминал / Убийство за государственный счет

[11.09.1999]

Из ряда вон

Валерий Киселев

Убийство за государственный счет

В то время как тысячи матерей не получают пособия на своих детей, когда многие молодые люди, не имея средств, не могут учиться в вузах, семья Шадаевых из поселка Мугреев Бор Володарского района получала от государства все положенное сполна и вовремя. И вскормила на этом убийцу.

С палками и пилой против кошек

Восемь детей в этой семье. Двое старших сыновей отбывают наказание в местах не столь отдаленных, трое мальчиков дома, три девочки в детдоме. Отец умер, а мать за систематическое пьянство пять лет назад была лишена родительских прав, но жила вместе с мальчиками.

Павла и его младшего брата Георгия в поселке боялись все. Учились они во вспомогательной школе, и поведение их было столь невыносимым, что в конце концов братья за крайне жестокое отношение к окружающим были переведены на домашнее обучение. Но и дома они не стремились к наукам.

Из характеристики на Павла Шадаева, когда ему было 13 лет: «…Выражение лица — осмысленное… На хвалу и порицание реагирует. Свои поступки осмысливает. В работу включается быстро, охотно. Пишет и выполняет работу аккуратно. Решает хорошо примеры, уравнения, задачи, считает в пределах 100. К взрослым относится с уважением».

Но дурная наследственность и ранняя склонность к спиртному сказывались на поведении Павла все больше. Соответственно через два года меняется и характеристика: «Часто срывает уроки, грубит учителям. Читает по слогам, прочитанное пересказать не может. Пишет под диктовку с трудом…» Если в характеристике 13-летнего Павла написано, что считает он в пределах 100, то к 16 годам — «всего лишь в пределах 20». За каких-то два года выветрилась из его головы арифметика… «Запас слов ограничен, в основном нецензурные. Часто дома заводит скандалы, выбивает стекла, разбил телевизор, был жесток по отношению к животным».

Братья, как известный литературный персонаж Шариков, не могли спокойно пройти по улице мимо кошки или собаки: обязательно пнут или камень бросят, норовя попасть в голову.

В ноябре прошлого года они поссорились с соседкой и в отместку трем ее кошкам устроили садистскую казнь: двум размозжили головы палками, а третьей, живой, голову отпилили пилой. Один держал несчастное животное за лапки, а второй пилил… И это был не единственный случай. В своем поселке кошек и собак разными способами они истребили немало.

«Для населения поселка Павел и Георгий становятся опасными», — сигнализировал в прокуратуру глава администрации соседнего поселка Фролищи Н. Тюрин.

С ножом и ломом против людей

Постоянно полупьяных братьев с их непредсказуемым поведением боялись все, в том числе и родная мать. «Оба сына очень нервные, — говорила она. — Павел, когда его ругают, становится бешеным, агрессивным, неоднократно меня грозился убить». По два раза оба брата лечились в Ляхово в психиатрической больнице, но агрессивности им это не убавило.

В атмосфере Мугреева Бора пахло кровью. Должно было случиться что-то страшное. И случилось. В один из дней начала декабря прошлого года братья пришли к соседке и силой забрали у нее бутылку водки и 127 рублей. А потом Павел изуродовал ей лицо ударами ножа. В отношении братьев было возбуждено уголовное дело. Но пока неторопливая Фемида судила да рядила, Павел, находясь все это время дома, совершил тяжкое преступление: двойное убийство с особой жестокостью.

В тот день к Шадаевым пришли соседи Махорины. Благонравным поведением в поселке они не отличались, очень любили выпить. И в этот раз выпили крепко. Как потом рассказала Евгения Шадаева, мать братьев, «сколько мы сидели за столом — не помню, и сколько выпили — не помню, закуска была плохая. Я быстро спьянилась и пошла спать».

Сначала Павел убил женщину. Судмедэксперты насчитали на ее теле 21 ножевое ранение. Когда в комнату вошел ее муж и склонился над телом убитой жены, Павел нанес ему удар ломом в затылок. Мужчина, обливаясь кровью, упал, и еще два раза лом обрушился на его голову…

Павел разбудил пьяную мать: «Я убил Махорину». Потом добавил: «И дядю Юру тоже…» Та не стала на сына кричать, боясь, что он и ее убьет. Стала уговаривать его лечь спать. Но сначала помогла сыну затащить тела убитых под кровать. Оба легли спать и быстро заснули. Павел так и лег в окровавленных спортивных брюках и с не отмытыми от крови руками.

В казенном доме кормить теперь будут

Опекуном братьев при живой, но постоянно нетрезвой матери была учительница местной школы Галина Хламова. На выделяемые многодетному семейству суммы кстати, немалые: по 680 рублей на каждого плюс по 206 рублей пособия в связи с потерей отца-кормильца) она покупала этим лоботрясам продукты. Братья их часто пропивали и, голодные, с похмелья, снова приходили к опекуну. «Они начинали грубить, терроризировать мою семью, — рассказывала на следствии Хламова. — Я была вынуждена брать продукты в магазине в долг, чтобы их накормить».

Когда Павлу исполнилось 16 лет, государство отвалило ему в виде пособия весьма крупную сумму — 7 тысяч рублей. Хламова купила на часть этих денег телевизор, зимнюю обувь, занавески на окна, клеенку на стол, джемпер, велосипед, остальное отдала братьям на расходы. А те вместе с матерью быстро пропили все эти вещи и деньги. Последним был пропит велосипед. Как раз накануне убийства.

Судмедэкспертиза признала обоих братьев вменяемыми. Кстати, у Павла вполне хватило ума сначала свалить вину за убийство на младшего — Георгия. За первое преступление — нанесение женщине тяжких телесных повреждений, грабеж и жестокое убийство животных — суд отмерил одному шесть, а другому пять лет. Суд Павлу за двойное убийство еще предстоит. И ждет его тюремная академия, окончив которую он вряд ли вернется в общество добропорядочным гражданином.

— Самое большее, что ему могут дать, это десять лет, — сказала прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних областной прокуратуры Л. Чернова.

— Если в прошлом году мы направили в областной суд 14 уголовных дел по особо тяжким преступлениям несовершеннолетних, то с начала 1999-го — уже 23, — добавил прокурор отдела М. Жилкин.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz