Проект Валерия Киселева / Статьи / Политика / Расправа

[25.08.2000]

Черные пятна кавказской войны

Валерий Киселев

Расправа

Президент России просил прощения у чеченки Розы Кундаевой

Роза Кундаева сопровождает группу чеченских детей, которые приехали отдохнуть в нашу область по приглашению Нижегородского отделения Общества российско-чеченской дружбы. Она — мама 18-летней Хейды Кундаевой, в изнасиловании и убийстве которой обвиняют командира танкового полка российской армии полковника Буданова.

«Надеялись, что все обойдется»

Семья Кундаевых, в которой было пятеро детей, мирно жила в селе Танги-Чу Урус-Мартановского района Чечни. Мать работала садоводом в местном совхозе, отец — агрономом. Дети трудились вместе со взрослыми.

— Когда началась война, — рассказывает Роза Кундаева, — многие стали покидать село. Мы же надеялись, что обойдется. Потихоньку работали в совхозе. Но война подходила все ближе. Второго декабря прошлого года нам пришлось выехать с беженцами в Ассиновскую. Пробыли там две недели, и нас стали рассылать в освобожденные районы.

Кундаевы вернулись в родное село. Дом был цел.

— Как все нормальные люди, двадцать шестого марта мы пошли голосовать, — вспоминает Роза. — Потом подвернулась возможность съездить за продуктами в Урус-Мартан с комендантом, который повез туда бюллетени.

Кто знает, может, все и обошлось бы в ту ночь, если бы Роза осталась дома. А может быть, и ее не было бы в живых.

Завернули в одеяло и увезли

Около полуночи к дому Кундаевых, стоявшему на окраине села, подъехал БТР.

— Муж услышал, как солдаты передернули затворы автоматов, и выбежал на улицу позвать на помощь брата, — рассказывает Роза. — Вернулись в дом. Там уже стояли трое вооруженных людей с фонарями, кричали на детей. Один солдат схватил сначала мою тринадцатилетнюю дочь, но второй сказал: «Старшую давай». Брат мужа, пытаясь заступиться, получил прикладом в лицо. Муж побежал звать соседей. Солдаты завернули Хейду в одеяло и увезли.

Во главе этих солдат был офицер с тремя звездочками на погонах. Кундаевы опознали его по снимку в газете «Красная звезда», которая оказалась в комендатуре села: полковник Буданов, командир танкового полка, стоявшего в Танги-Чу.

Муж Розы побежал на избирательный участок, чтобы дежурившие там помогли вернуть дочь. Обратились и в комендатуру села. Милиционеры идти ночью в полк побоялись.

Утром Роза вернулась из Урус-Мартана домой и узнала, что военные забрали дочь.

За дочь — 10 тысяч рублей, мешок муки и сахара

Комендатура задержала полковника Буданова.

— Он в ту же ночь признался, что убил и закопал мою дочь… — плача, рассказала Роза. — Утром ее откопали, привезли на экспертизу. Она была избита и изнасилована. Задушил он ее…

Началось следствие. Военные быстро признали вину полковника Буданова.

— С соболезнованиями приходил генерал, который стал вместо Шаманова, — Валерий Герасимов. Замечательный мужик. Если бы не он, не знаю, как повернулось бы дело. Военные нам очень помогли. Они же не все одинаковые. От Сергеева и от Путина передали соболезнование и просьбы о прощении за гибель нашей дочери.

Семье Кундаевых российское командование на похороны их дочери выделило 10 тысяч рублей, мешок сахара и мешок муки.

Психика не в порядке?

— Прокурор записал рассказ очевидцев похищения, и больше ничего о ходе расследования мы не знаем, — говорит Роза. — Ходили в комендатуру: «Все расскажем, когда закончим допрос». А результата никакого.

Очень скоро у полковника Буданова нашлись заступники, которые стали говорить, что это отличный боевой офицер, а девушку убил сгоряча лишь потому, что она была снайпером у боевиков. Однако сам факт убийства никто не отрицал.

— Снайпер… Хейда, кроме тяпки и лопаты, ничего в руках не держала. Она училась в десятом классе, — рассказывает мать. — Дальше нашего села никуда не ездила. Она была скромная, стеснительная. Пошлешь за водой — парней стесняется: «Ну как я пройду мимо них?» Заговоришь с ней — сразу краснеет и опускает глаза…

Полковник Буданов до сих пор находится на психиатрическом обследовании. Его покровителям выгодно объявить, что у полковника в ходе военных действий стала не в порядке психика. Как же он тогда командовал полком и был отличным боевым офицером?

Кундаевым обещали, что следствие продлится не больше месяца. Потом, по словам Розы, следователь проговорился, что эпизод с изнасилованием и убийством их дочери — один из девяти, которые были выявлены в ходе расследования. Потому и затянулось следствие.

Второй год идет антитеррористическая операция в Чечне. Отряды боевиков пополняются не только наемниками, но и мирными жителями. Что конкретно заставляет чеченских мужчин брать в руки оружие, когда, казалось бы, война против мощной российской армии обречена на поражение?

А то и заставляет. Сколько чеченских парней взяли в руки оружие и ушли к боевикам из-за таких, как полковник Буданов. Сколько гробов еще уйдет в Россию из-за него…

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz