Проект Валерия Киселева / Статьи / Великая Отечественная война / Где десант — там победа

Присяга

Валерий Киселев

Где десант — там победа

От Власова сначала убежал

Встреча с полковником в отставке Иваном Васильевичем Ворониным началась с обычных вопросов: «Какого вы года рождения?» — «Двадцать пятого». — «А призывались откуда?» — «Из села Ломакина Гагинского района». — «Как? Значит, и Власова видали?» — «А как же. Мальчишкой залез как-то к нему в сад за яблоками, вижу — он там в лампасах ходит, ну и убежал. У его отца, дяди Андрея, он церковным старостой был, просвирки таскали…»

Со своим земляком генералом-предателем Андреем Власовым Иван Воронин чуть было не встретился еще раз: в мае 45-го, в Чехословакии. Но тогда уж генерал от него убежал.

«Бей, режь, коли…»

В армию Иван Воронин был призван в марте 43-го из десятого класса. Единственным из своих земляков попал в воздушно-десантные войска. Но до фронта было еще долго.

— Готовили нас очень серьезно, — вспоминает Иван Васильевич. — Физическая нагрузка была колоссальной. Поднимали в два часа ночи и — марш на шестьдесят километров. А потом еще кино смотрели. Прыгали с парашютом днем и ночью, на лес, зимой, с трехсот метров. Двенадцать прыжков, прежде чем отправили на фронт. Полковник Хазария нас учил: «Бей, режь, коли и смотри, как течет кровь у противника».

Велосипеды вместо парашютов

На фронте прыгать с самолета Ивану Воронину не довелось: у десантников сняли голубые погоны, заменили их красными, воевать пришлось, как обычной пехоте, в 9-й гвардейской армии. Пороптали десантники, ну да надо воевать… Однажды «десантироваться» пришлось и совсем оригинальным способом.

— В горах Австрии попал в окружение наш третий батальон, — вспоминает Иван Васильевич. — Надо было пробиться на выручку и взять «языка», обязательно штабного офицера. Наш старшина достал у австрийцев пятнадцать дамских велосипедов, на них и поехали. В батальон проехали без потерь, а потом встретили большую группу немцев. Нас четверо, их пятнадцать. Расстреляли в упор. В другом месте встретили человек сорок немцев. Загнали их в яму и забросали «лимонками». Один офицер остался жив, у него оказалась карта с нанесенной обстановкой. У нас был ранен Коля Привалов, все говорил: «Пристрелите меня…» «Молчи!» — отвечаем. Так и несли раненого и пленного на носилках. Пришли с пленным в штаб полка, командир обрадовался: «Накормить и дать по чарке».

За эту операцию Иван Воронин был награжден орденом Славы 3-й степени.

Легче взять, чем выговорить

В марте 45-го 9-я гвардейская армия вела бои в Венгрии в направлении города Секешфехервар. «Легче его взять, чем выговорить название», — говорили десантники.

Одиннадцать немецких дивизий пытались пробиться тогда к Будапешту. На их пути встали десантники. «В плен вас брать не будем!» — набросали немцы листовок.

— Полчаса мощной артподготовки, залпы «Катюш» — и вперед! — вспоминает Иван Воронин. — За первый день прошли тогда тридцать километров.

Отборные эсэсовские дивизии были наголову разгромлены десантниками.

«Меня не убьют!»

Пять раз переходил Иван Воронин линию фронта. Каждый день мог стать последним, но он был уверен, что не погибнет.

— Однажды осколок от мины попал в сапог, но не задел, — вспоминает Иван Васильевич. — Тогда я и сказал ротному: «Меня не убьют!» Этот ржавый зазубренный осколок носил, как талисман.

За боевые отличия — шесть благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Как комсорг роты, Иван Воронин обязан был быть первым в бою. И за это — три Почетные грамоты от ЦК ВЛКСМ. Представили его и ко второму ордену Славы, да Иван Воронин по простоте душевной отказался: «Есть один, лучше Красную Звезду». Сейчас жалеет.

«Всю дивизию перепоил!»

В последние дни войны Ивану Воронину доверили охранять подземный склад с шестью миллионами литров трофейного вина. Но разве утаишь его от десантников!

— Всю дивизию перепоил! — ругался командир.

— Ну как я могу не дать какую-то пару канистр вина командиру роты с шестью орденами! — оправдывался Воронин.

Сняли его со склада, и всем полком десантников направили в южную Чехию: надо было не дать немцам уйти и сдаться в плен американцам. Мир праздновал Победу, а они все еще ловили последние группы власовцев. Увы, встретить своего земляка Ивану Воронину не довелось.

Полк стал родным

От рядового до капитана, двенадцать лет, прослужил Иван Воронин в 119-м гвардейском парашютно-десантном полку. Закончил военное училище, двухгодичную партшколу, военно-политическую академию.

Как секретарь партбюро полка, он должен был быть примером для десантников. На его счету в общей сложности 142 прыжка с парашютом!

За плечами — 61 год трудового стажа, но Иван Васильевич в свои 77 лет до сих пор работает. И каждое утро по давней привычке десантника, сорок раз выжимает гантели.

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz