Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Отчизна на подвиг зовет

[28.03.2002]

Специальный репортаж

Валерий Киселев

Отчизна на подвиг зовет

Последний парад наступает?

Из кабинета командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова на серой глади Кольского залива видны громады кораблей. Моряки с удивлением и уважением рассказывали, что новый командующий, принимая полгода назад флот, лично обошел каждый корабль.

Геннадий Сучков службу начинал подводником на Севере, затем судьба забросила его на Черное море, и вновь на Север вернулся с должности командующего Тихоокеанским флотом. Впрочем, обойти все корабли новому командующему не составило большого труда: Северный флот переживает не лучшие времена. Точнее, самые худшие за всю его историю. За последние десять лет численность боевых кораблей на Севере сократилась в несколько раз. Совсем недавно десятки атомных субмарин огромными титановыми акулами уходили за тысячи километров от родных берегов, забирались во льды Ледовитого океана. Сейчас старые морские «волки», которым некого бояться и нечего терять, с горечью говорят, что через два-три года на Северном флоте не останется ни одной подводной лодки, способной выйти в море.

Только невежда может утверждать, что России на Севере не нужен большой флот. Несметные богатства севера России, на которые давно уже положили глаз американцы, прикрыть сейчас и сберечь для потомков можно только флотом. Впрочем, и сейчас американские субмарины, как пираньи, не стесняются всплывать вблизи северных российских берегов. Были случаи, что их вертолеты подлетали к Рыбачьему полуострову.

На норвежском острове Варде американцы построили мощную радиолокационную станцию, способную прослушивать весь Северо-Запад России, вплоть до Вологды. Ни один выход в море российской подводной лодки не остается незамеченным. А если лодка обнаружена, значит в реальной боевой ситуации она почти наверняка будет уничтожена противником. Наши моряки, случись война, обречены на подвиг или гибель.

Режь последний огурец

Шесть миллионов долларов предложили американцы судоремонтному заводу «Нерпа», чтобы здесь начали работы по скорейшей утилизации большой атомной подводной лодки «Нижний Новгород». По межправительственному соглашению, именно на американские деньги на «Нерпе» идет утилизация российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава флота, как устаревших и опасных для экологической ситуации.

Но США меньше всего беспокоит состояние природы Севера. Многие моряки с возмущением говорили: в бухтах стоят десятки давно списанных лодок с фонящими ядерными реакторами, но на «Нерпе» режут российские лодки, которые могли бы еще многие годы нести службу. Был случай, когда утилизировали атомную подводную лодку только что вышедшую из ремонта и готовую ходить в море еще десять лет. Пять атомных подводных лодок в год утилизируют на «Нерпе». Американцам дешевле заплатить русским, чтобы они уничтожали свои еще не старые лодки, чем строить свои. И денег для уничтожения Северного флота России американцы не жалеют. Старые морские «волки» прямо говорили: при попустительстве правительства России американцы целенаправленно уничтожают наши подводные силы.

Когда АПЛ «Нижний Новгород» пришел на ремонт на «Нерпу», к вахтенному подошли какие-то люди, якобы рабочие, и предложили триста долларов только за то, чтобы он разрешил осмотреть лодку изнутри: что там можно отвинтить ценного, пока лодку не начали пилить. Где-то, в Пентагоне или Кремле, уже решили, что «Нижний Новгород» будет превращен в металлолом.

На пирсе тихо в час ночной

Делегация от Нижегородской области, побывавшая на днях на подшефной АПЛ «Нижний Новгород» получила от командующего флотом и руководства завода «Нерпа» заверения, что лодка не будет распилена на металлолом. Как много, оказывается, зависит от человеческих контактов…

Адмирал Геннадий Сучков — нижегородец, поэтому, наверное, он лучше других понимает, что значит для нашего города лодка «Нижний Новгород», построенная на заводе «Красное Сормово». Глава делегации министр промышленности и инноваций правительства области Виталий Антоневич — бывший подводник-североморец, капитан 1-го ранга запаса, руководитель секретариата губернатора Олег Рожков — подводник, капитан 2-го ранга запаса. Председатель Нижегородской региональной организации моряков-подводников и президент фонда «Будущее флота» капитан 2-го ранга Александр Яниковский — тоже много лет служил на Севере. Наконец, еще один член делегации, заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Владимир Иноземцев — один из тех, кто непосредственно разрабатывал проект лодки «Нижнего Новгород» и обкатывал ее в море. Для этих людей она не просто атомная подводная лодка, одна из многих. Это часть их жизни и судьбы, надежда на возрождение российского флота.

Не надо строить иллюзий: в ближайшие годы Россия не сможет, как раньше, строить новые атомные субмарины. Главная задача сегодня — сохранить то, что осталось. И спасение АПЛ «Нижний Новгород» от утилизации — дело чести всех нижегородцев. И не только потому, что в ее строительство вложен труд тысяч людей и она еще может и должна служить России. Если «Нижний Новгород» будет разрезан, процесс ослабления подводных сил России примет необратимый характер. Разве смогут спасти тогда свои подшефные лодки Псков, Тамбов и Кострома, если это не сумеет сделать Нижний Новгород с его мощным научным и промышленным потенциалом. Увы, моряки сейчас больше надеются на своих шефов, чем на правительство страны.

К счастью, на переговорах нижегородской делегации с командованием Северного флота и руководством судоремонтного завода «Нерпа» был найден общий язык: АПЛ «Нижний Новгород», больше года стоящая на ремонте, будет возвращена в строй. В ближайшее время предстоит обсудить все технические и финансовые вопросы ремонта лодки.

Но пока «Нижний Новгород» стоит у пирса.

Командиры

После первых минут общения с командиром АПЛ «Нижний Новгород» капитаном 2-го ранга Михаилом Коцегубом остается впечатление: где-то раньше видел этого человека. Внешне он очень похож на командира бронепоезда «Козьма Минин» подполковника Андрея Креховца и бывшего командира Шумиловской бригады Юрия Мидзюту. Все трое не только внешне, как братья. Сильные, настоящие мужики, каждый — олицетворение современного российского офицера.

У Михаила Коцегуба дед в годы Великой Отечественной командовал подводной лодкой на Балтике, отец служил на подводной лодке на Севере. Михаил Коцегуб школу закончил в поселке подводников Видяево и другой судьбы для себя не видел. Десятки походов в море. Три года служил старшим помощником командира АПЛ «Курск» и в августе 2000-го в море должен был идти ее командиром. Капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, сдавая ему лодку, уговорил сходить в море с «Курском» последний раз. И ушел навсегда, со всей командой. Михаил Коцегуб хорошо знал весь экипаж «Курска», но мог ли тогда предвидеть, что через год будет опознавать тела своих погибших товарищей…

Судьбы многих подводников-североморцев, как легенды. Из своих пятидесяти лет командир 7-й дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Михаил Кузнецов в море провел пятнадцать. Пятнадцать лет в тесной лодке, не видя земли и солнца… Три последних года — без отпуска. Временно исполняющий обязанности командира 7-й дивизии молодой контр-адмирал Сергей Кузмин, в 1994-м году, командуя АПЛ «Даниил Московский» совершил поход на Северный полюс и, впервые в истории водрузил там Государственный флаг России. Лодка торпедой пробила на полюсе многометровый лед и всплыла в полынье, готовая скрытно нанести по условному противнику ракетный удар. За этот поход Сергей Кузмин был удостоен звания Героя России, многие подводники награждены орденами и медалями.

Команда

Спускаемся в лодку «Нижний Новгород». Огромное сооружение, величиной с пятиэтажный дом и водоизмещением десять тысяч тонн, идущее на четырехсотметровой глубине со скоростью «Жигулей». Но внутри — не разбежишься, ни одного лишнего сантиметра: все забито приборами и трубами. Одних кабелей, если вытянуть в линию, от Москвы до Нижнего. Зам. генерального конструктора ЦКБ «Лазурит» Владимир Иноземцев уверен, что современная подводная лодка намного сложнее любого космического корабля. Невозможно представить, как во внутреннем пространстве лодки удалось разместить столько приборов и оборудования.

Командиры боевых служб лодки охотно рассказывают, для чего предназначены и как работают приборы и оборудование. Увы, понять что-либо почти невозможно: атомная подводная лодка — это не автомат Калашникова. Из 71 члена экипажа матросов всего одиннадцать, остальные офицеры и мичманы. И каждый на своем посту должен быть профессором, знать оборудование не хуже тех, кто его изобрел, зримо представлять работу каждого прибора.

Никто здесь не имеет права на ошибку. Экипаж лодки — одна большая семья. Одна судьба, когда ушли в море. И командир — для каждого отец.

Из одиннадцати матросов на «Нижнем Новгороде» пятеро — наши земляки. Их мамам с такими командирами можно не беспокоиться за сыновей. О дедовщине на лодке не может быть и речи. Капитан 3-го ранга Олег Заика, например, попросил передать родителям своего подчиненного старшего матроса Алексея Борисова благодарность за воспитание сына. За десять месяцев службы, он, выпускник Нижегородского речного училища, стал классным специалистом, командиром отделения рулевых сигнальщиков. На лодке все командиры хорошо отзываются о матросах-нижегородцах.

Командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков распорядился, чтобы из военно-морского училища в Санкт-Петербурге на АПЛ «Нижний Новгород» направляли прежде всего молодых офицеров-нижегородцев. Есть все возможности и для укомплектования лодки матросами из нашего города.

Рискуя жизнью, в море мы живем

Обычно лодка уходит в океан на 75 суток. И все это время экипаж в замкнутом пространстве.

— Трудно только первую неделю, — рассказал старпом АПЛ «Нижний Новгород» капитан 2-го ранга Константин Каравашкин, — Потом привыкаешь и время летит незаметно, от вахты до вахты. Скучать некогда. Бывает, что товарища на лодке не видишь по три-четыре дня, поэтому надоесть друг другу не успеваешь.

Два с половиной месяца под толщей воды или льда, слушая только работу приборов, видя одни и те же лица, и не знаешь, не подведет ли оборудование, доведется ли и на этот раз вернуться домой… В чем же тогда романтика службы подводника?

Наверное, она в ощущении себя частичкой одной большой семьи подводников, особой касты военных, в руках которых такое оружие, что, как поется в одной из песен подводников:

Неужель не видите, что Гонконг с их триппером
Мы одной ракетою к черту разнесем…

Романтика службы подводника — в преодолении тысячекилометровых океанских просторов на гигантской атомной лодке, чуде технической мысли, романтика в ощущении себя на передовом рубеже державы, которой все равно остается Россия.

Прощайте, красотки, прощай небосвод,
Подводная лодка уходит под лед.
Подводная лодка, морская гроза,
Под черной пилоткой стальные глаза…

Романтика службы подводника и в возвращении домой из пучины и льдов.

Кипятильник в батарее

Они служат на сложнейших боевых кораблях. И бывает так, что офицер, обслуживающий на лодке ядерный реактор мощностью с Горьковскую ГЭС, возвращается домой и, чтобы согреться, в чуть тепленькую батарею отопления вставляет кипятильник.

Вся страна была в шоке, когда вместе с президентом России Владимиром Путиным побывала в доме в Видяево, где жили семьи моряков с погибшего «Курска». В поселке все больше домов с окнами, закрытыми деревянными щитами. Семьи погибших моряков «Курска» почти все уехали в другие города России, для оставшихся здесь моряков и их семей условия жизни и быта мало изменились. Зимой из-за метелей по улицам можно ходить, только держась за веревки и обязательно по двое, за чем следят военные патрули. Иначе унесет и откопают из-под снега лишь летом. Если хозяин выведет из квартиры погулять свою собаку, то она висит на поводке от ветра параллельно земле.

Но и в таких условиях моряки в Видяево и их семьи живут и, как можно было увидеть в День моряка-подводника, не очень унывают. Привыкли. Закалились все, и взрослые, и дети.

Флоту быть!

Двадцать предприятий Нижнего Новгорода до недавнего времени работали на Военно-морской флот. Не одну сотню подводных лодок дал флоту завод «Красное Сормово». В городе живут десятки тысяч моряков-ветеранов, на боевых кораблях служат тысячи нижегородцев. Бесчисленными нитями связан наш город с флотом.

Чтобы реально помогать морякам, в мае 2000-го года в Нижнем Новгороде был создан фонд «Будущее флота». В числе его учредителей — крупнейшие предприятия области. Как рассказал президент фонда капитан 2-го ранга запаса Александр Яниковский, за это время флот получил помощь на сумму более полумиллиона рублей. Существенную помощь получил в ходе поездки делегации нижегородцев на Северный флот и АПЛ «Нижний Новгород», подарков морякам и запасных частей на сумму около 100 тысяч рублей.

Фонд и дальше будет помогать подшефным кораблям. В прошлом году на Черном море, например, за счет фонда отдохнули около 150 ребятишек, семей подводников-североморцев, будут решаться вопросы предоставления жилья морякам, закончившим службу. Иначе нельзя: Нижний Новгород и флот — понятия неразделимые.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz