Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Армия: традиции и современность

«Круглый стол»

Валерий Киселев

Армия: традиции и современность

Накануне 80-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии в городской администрации прошел «круглый стол», в котором приняли участие представители Вооруженных Сил и ряда общественных организаций, имеющих отношение к армии. На этой встрече обсуждалась проблема сохранения и развития лучших традиций Красной, Советской и Российской армии, преодоления негативных тенденций в ее состоянии.

Какие традиции нашей армии следует хранить и преумножать прежде всего? Какой была наша армия 50, 20 лет назад, какая она сейчас? От чего необходимо избавиться в армии, чтобы она всегда была сильной и любимой народом?

Д. Дробышев, председатель городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов:

— При своем зарождении Красная Армия, несмотря на то, что была раздета, разута и полуголодная, сумела отразить натиск армий 14 стран, разгромить внутреннюю контрреволюцию. Это говорит о том, что государство за короткие сроки сумело воспитать армию в духе патриотизма, защиты Родины. И патриотизм был главной традицией в истории нашей армии. Армия была воспитана прежде всего в духе преданности нашей Родине. Люди в армию в начале войны шли добровольно. Это говорит о том, что люди чувствовали ответственность за нашу Родину. Сегодня же в армию идут из-под палки, а тысячи молодых людей уклоняются от службы. До войны патриотическое воспитание в нашей стране было поставлено очень хорошо. Каждый юноша стремился отслужить в армии. Когда парня по какой-либо причине не брали в армию, он тяжело переживал. Тогда молодежь была воспитана в духе преданности Родине, понимала, что надо ее защищать. Тогда и армия наша была высокодисциплинированная. К сожалению, печать и телевидение в последние годы льют грязь на армию. Давно не снимаются об армии кинофильмы, не выходят книги. Даже «Красная звезда» стесняется писать о подвигах. Все это отрицательно влияет на молодежь и она боится армии, хотя толком и не представляет, что это такое. Нам надо вернуться к воспитанию молодежи в духе преданности Родине на лучших примерах армейской жизни, тогда и не будет уклонения от армии.

В. Бирюков, председатель Нижегородского областного отделения Союза Ветеранов Афганистана:

— Проблемы армии сегодня очень острые. Не грех лишний раз напомнить, что если вы не хотите кормить свою армию, то придется кормить чужую. Когда мы воевали, в Афганистане, были хорошо подготовлены, знали и понимали цели войны. Тогда с нами умно и толково работала Коммунистическая партия. В то время в больших масштабах работали военно-патриотические клубы, которые хорошо готовили к армии, в школах нормально учили военной подготовке. И сейчас военно-патриотическую работу в городе надо возрождать. Польза от нее была огромная. Например, из тех ребят, кто занимался в наших клубах и потом воевал в Чечне, никто не погиб. И в школы военное дело надо вернуть в полном объеме, как это было раньше. На этой основе и можно будет возрождать лучшие традиции нашей армии.

Н. Черкасов, военный комиссар Приокского района, полковник:

— С 1985 года мальчиков у нас практически перестали воспитывать, как мужчин и будущих солдат. Итог: у нас нет нормальных мужчин и солдат. Молодой человек сегодня часто даже не способен работать, кормить семью, служить в армии. Разве может офицер за 3–4 месяца человека перевоспитать? Очень важная проблема, что армия у нас опять стала рабоче-крестьянской. И солдатам такой армии не хочется защищать землю, которую скоро начнут распродавать. Идет не реформа армии, а разгон и развал. Я не успеваю запоминать имена и отчества министров обороны! Зачем нужны танки, если нет танкистов, зачем нужны самолеты, если летчики в военных училищах не учатся летать! Какой будет армия? Партизанской. Потому что обученных солдат у нас нет. Из 100 процентов мальчиков, подлежащих призыву, мы призываем около 25 процентов. Около 18 процентов получают отсрочку по состоянию здоровья, это, можно сказать, инвалиды. Имеют судимость — 17 процентов призывников, их мы не призываем. Только половина призывников имеют сейчас среднее образование. Много стало и таких, что не имеют и 4 классов образования.

С. Гучев, председатель городского совета участников военного конфликта в Чечне:

— Когда я учился в школе, там патриотическое воспитание закончилось в 8-м классе, потом все было пущено на самотек. Когда нас посылали в Чечню, ничего не объясняли, просто сказали: «Надо». В Чечне мы все прекрасно понимали, что эта война идет из-за денег. Для нас это была война на выживание. В бой бросали после трехмесячной подготовки. И все же я не считаю, что служба в армии это напрасно потерянное время. Армия научила отличать правду от лжи, научила справедливости.

Е. Стаценко, заместитель командующего 22-й армии, полковник:

— Сегодня в армии есть не только негативные моменты, много и хорошего. Как бы трудно реформа ни шла, она идет. В 22-й армии, например, мы сформировали соединение, которое должно быть готовым в любое время выполнять боевую задачу. Эта дивизия — новой Российской армии, она укомплектована на 100 процентов. Дивизия занимается боевой подготовкой, готовится к ротным тактическим учениям, чего давно не было в нашей армии. Постепенно идет и возрождение лучших армейских традиций. Несправедливо считать, что в армии все пущено на самотек и никто не занимается воспитанием солдат.

В. Антипов, председатель комитета по делам военнослужащих при администрации Нижнего Новгорода, полковник запаса:

— В годы моей службы, а я 20 лет отслужил в ракетных войсках, туда был строгий отбор. Нередко бывало, что приходили родители, настроенные не отдавать сына в армию. Мы рассказывали мамам об армии, о воинской части, приглашали приехать на принятие Присяги, в любое время, посмотреть, как служит их сын. Такой отбор, профилактическая работа, приводили к тому, что в ракетных войсках меньше было происшествий. Мы постоянно изучали психологическое состояние людей, очень много работали. Очень большое значение имело, когда родители знали командира, могли позвонить, прислать письмо. Думаю, что эти традиции надо всегда поддерживать. Еще Иван Петрович Скляров, когда был мэром города, поставил задачу, чтобы как можно больше нижегородцев служили в подшефных частях. Как правило, в этих частях служат и офицеры-нижегородцы. Из подшефных частей в город часто приезжают делегации. Такие шефские связи дают больше возможностей и контролировать, как служат наши земляки. Вот эту традицию, считаю, тоже надо развивать, как полезную.

Г. Лебедева, зам. председателя комитета солдатских матерей Нижегородской области.

— Очень долго армейские структуры, включая министра обороны и Главную военную прокуратуру своими главными врагами считали прессу и комитеты солдатских матерей. Понадобились огромные потери в Чечне, остров Русский, обвал преступлений в армии, чтобы Главная военная прокуратура поняла: что-то здесь не так, надо в этих «врагах» поискать союзников. С 1987-го года комитеты солдатских матерей с переменным успехом воюют с недостатками в армии. Мы изначально не можем быть врагами армии: там служат наши дети, мужья, близкие. Ни одна мать врагом своему сыну не будет. Те воинские структуры, которые это поняли, начали разворачиваться на поиск причин негативных моментов в армии. Главное, считаю, вот что: не может быть здоровой армии, если в ней служат больные солдаты. Я недавно была в одной воинской части. В ней из 2 тысяч человек 119 не допущены к несению караульной службы, по морально-психическому состоянию, в том числе 35 из них — оружие доверять нельзя. Командир этой части высказал очень много претензий к военкоматам. Мне в этой части дали список из 26 человек — больных, призванных военкоматами. Я предлагаю сделать анализ работы военкоматов. Почему мы боимся выносить сор из избы? Мы в этом соре уже задыхаемся! Пока не наведем в армии настоящего порядка, трудно говорить и о возрождении ее лучших традиций.

А. Борисов, начальник Военно-медицинского института, генерал-майор:

— Если мы будем обвинять друг друга, никогда не решим задачи. Защита государства — это прежде всего задача самого государства. Если нам нужно по-настоящему защитить государство, то необходимо и готовить его к защите. До тех пор, пока мы именно так задачу не поставим, ничего у нас не решится. Любая страна всегда своим защитникам отдавала все самое лучшее. Эту традицию надо сохранить. Если у нас силовики сейчас ничего не имеют, оборонно-промышленный комплекс разрушается, о чем тогда говорить? Надо отдавать силовым структурам тех людей, которые ценой своей жизни станут на защиту государства, надо отдавать в армию лучших людей. Надо воспитывать гордость за свою страну и за тех, кто первым встанет на ее защиту. Сейчас этим никто не занимается. С пеленок надо готовить молодежь к защите Отечества! Где у нас национальная идея? К силовикам сейчас формируется отношение, что это какая-то тупая, серая масса. Но труд военных — это высокоинтеллектуальный, специфический, напряженнейший труд. И отношение к нему должно быть соответствующее, с уважением. Раньше молодежью занималась вся страна, а сейчас никто. Разваливается школа. Сплошные эксперименты. За все надо платить, даже за занятия спортом. А потом мы удивляемся, что у нас сплошь безыдейность, безнравственность. Нам надо обдумать лучшие наши традиции и возрождать их всем миром. У нас в институте есть огромные возможности помочь школам города в воспитании подростков, сколько я это ни предлагал — никому не надо. Нам всем и сейчас можно комплексно использовать все наши возможности, надо только проявить организаторские способности. Мы готовы даром работать, но на перспективу это никому не нужно. Нам надо умело использовать имеющиеся у нас прекрасные армейские традиции.

Н. Савлова, руководитель пресс-центра городской администрации:

— Подводя итог нашей встрече, можно сделать главные выводы: все вы обратили внимание на недостатки патриотического воспитания — и в школе, и в городе, и в стране. Обратили внимание на негативную роль средств массовой информации, на психологическое состояние подростков и призывников. И главное, что всем нам предстоит сделать: повысить престиж армейской службы. И взяться за эту работу мы должны действительно всем миром. Нужно чтобы и государство повернулось к армии лицом, и общественные организации.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz