Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Солдаты учатся стрелять

[15.04.1998]

Армия

Валерий Киселев

Солдаты учатся стрелять

Шесть самоходных гаубиц дали несколько дружных залпов, следом за снарядами за горизонт полетели красные трассы «Тунгусок», а через несколько минут в боевой порядок через дымовую завесу развернулась мотострелковая рота на БМП-2. Так на полигоне Гороховецкого учебного центра начались ротные тактические занятия 3-й Вислинской мотострелковой дивизии.

Из БМП, красиво перестроившихся в линию машин, мгновенно выскочили пехотинцы в белых маскхалатах и, поддерживаемые огнем из танков и минометчиками, дружно устремились вперед. Море огня сопровождало эту атаку!

Руководитель учений командир 3-й мотострелковой дивизии генерал-майор А. Столяров с удовольствием комментировал ход учений. Для комдива это был праздник: наконец-то после длительного перерыва — настоящие учения, с боевой стрельбой.

3-я мотострелковая дивизия — единственное соединение постоянной боевой готовности Московского военного округа. Эта дивизия — 21 века, ее пока считают экспериментальной. Два мотострелковых полка, два танковых, полк самоходных гаубиц, зенитно-артиллерийский — все части укомплектованы на 100 проц. Это серьезная боевая сила. Не случайно, наверное, и командовать этой дивизией было доверено генералу А. Столярову: в Германии он командовал танковым полком, который через 40 минут был в полной боевой готовности, а уже через 6 часов — в исходном районе, в несколько раз по времени опережая при этом противостоящие части американцев. Этот человек — сам своеобразный мощный мотор.

Приятно было смотреть, как уверенно действовали в учебном бою солдаты, прослужившие менее полугода. Эти учения были первыми не только для них, но и для многих офицеров дивизии, хотя большинство их и имеют боевой опыт в Чечне. А летом 3-я мотострелковая проведет и полковые тактические учения.

Нынешние учения — яркий пример возрождения Российской армии. Как это ни печально, в нашей армии выросли командиры полков, которые ни разу не проводили ротных и батальонных учений, но наконец-то армия начинает по-настоящему учиться воевать.

А на стрельбище в этот день прошли контрольные занятия мотострелков и танкистов. Практически все экипажи танков получили оценки «хорошо» и «отлично», уверенно поражали цели из всех видов стрелкового оружия и другие бойцы дивизии.

От танковых выстрелов дрожат стекла на командном пункте. Короткое интервью с танкистами, только что закончившими стрельбу:

— Механик-водитель рядовой Алексей Орехов, призван из Калуги, служу девять месяцев… Рядовой Роман Челваков, командир боевой машины, призван из Владимирской области, служу десять месяцев… Рядовой Михаил Артамонов, тоже из Владимирской области, оператор-наводчик. Стрелять приходится часто, раз в неделю. Жалобы на службу? Никаких.

Эти ребята еще не остыли от боя и им не до рассказа о своих впечатлениях…

Командир роты проводит короткий разбор стрельб, и снова встают на горизонте дымные разрывы снарядов… Несколько раз цели поражались вообще с первого выстрела!

— Раньше выстрел стоил, условно говоря, пару сапог, сейчас, если ПТУРСом — машину «Жигули», — вздохнул кто-то из офицеров.

Да, сейчас учения с боевой стрельбой — удовольствие дорогое.

Командующий Московским военным округом генерал-полковник Л. Кузнецов, специально прибывший на эти учения, встретился и с многочисленной прессой, чтобы ответить на вопросы журналистов, и доложить о состоянии дел в округе. Кстати, эти учения — далеко не единственные в округе за последнее время. Как сказал генерал-полковник Л. Кузнецов, за зиму в МВО прошли десятки ротных и батальонных тактических учений. Но развертывание и боевую подготовку 3-й мотострелковой дивизии министр обороны взял под свой личный контроль. Сюда со всего округа был собран лучший личный состав, техника, горючее. А это, оказывается, в наше время не так-то просто. Округ, например, горючим обеспечен всего на 20 проц., продовольствием — на 40–60 проц. Если бы не помощь глав местных администраций, трудно было бы обеспечивать нормальное питание солдат. Другие дивизии ради этих учений оказались в материально-техническом отношении на голодом пайке. И вообще, государство должно МВО 4,6 млрд новых рублей. И эти деньги командующий должен в основном главам администраций областей, а их в округе 18. Часто командующему приходится слышать от губернаторов: «Ты разоряешь нашу область! Скоро мы вам, военным, перекроем воду, газ и электричество».

— А было время, — вспомнил Г. Кузнецов, — когда офицеров с должностей снимали, партбилеты отнимали, если солдату на два дня задержали денежное довольствие. Мы не знали, куда деньги девать! Откуда пошло в армии, что траву красили: потому что закупали краску 60-тонными цистернами, чтобы израсходовать деньги. В сентябре на военных советах всегда был вопрос: «Почему не израсходовал деньги по такой-то статье?» Снимали за это с должностей.

Сейчас же о дивизионных учениях командующий округом пока и не мечтает: слишком дорого. Но учения нужны.

— Я помню, как со слезами на глазах говорил мне командир полка после одних недавних батальонных учений, — сказал генерал-полковник Л. Кузнецов, — что насколько легче пришлось бы нам в Чечне, если бы проводили такие учения.

В этом году из Российской армии будут уволены 300 тысяч офицеров. Как это может отразиться на боеспособности, в частности, Московского военного округа?

— Ситуация дошла до смешного, — сказал командующий округом. — Сейчас офицеру выгоднее уволиться, чем остаться в строю. В этом случае ему легче получить квартиру. С планом по сокращению количества офицеров в округе мы справимся. Это сокращение в округе минимальное. Недавно я встречался с офицерами-двухгодичниками. Один из таких офицеров мне прямо сказал: «Товарищ командующий, мы друг друга обманываем. Мы людей боимся! Некоторые сержанты знают больше, чем я». В 100-м танковом полку, например, из 27 командиров взводов только 1 кадровый офицер. Выход один — будем учить в войсках. У нас сейчас проблемы не только с командирами рот и батальонов, и особенно плохо с танкистами и мотострелками.

О том, что из себя представляла наша армия в недавнем прошлом, генерал-полковник Л. Кузнецов сказал так:

— Вспомнить даже страшно, какая мощь была…

С ностальгией вспоминал командующий округом и о дедовщине во времена, когда сам он служил солдатом:

— Раньше «дед» идет стрелять — лучше всех, если бежит кросс — только впереди, если на перекладине — 20–30 раз подъем переворотом. Это были не только «деды», это были авторитеты. И сейчас молодежь у нас отличная, я всегда преклонялся перед молодежью. Да, с особенностью молодежь, образовательный ценз понизился, с животами уже не приходят, но вес восстанавливаем. Наркоманов стало побольше. Вчера в Таманской дивизии повесился солдат. Это же беда…

А в остальном в армии — если уж не «все хорошо, прекрасная маркиза», то проблемы решаются. Московский военный округ — один из сильнейших, заверил его командующий.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz