Проект Валерия Киселева / Статьи / Армия / Прощай, оружие?

Дни памяти

Валерий Киселев

Прощай, оружие?

Четвертый месяц, организованная администрацией Нижегородской области, законодательным собранием и движением «Прощай, оружие» идет в нашем городе благотворительная и политическая акция, посвященная памяти всех нижегородцев, погибших в войнах, которые вела наша страна с 1941 года. Эта акция сейчас приобретает российский масштаб. Главные события Дней памяти пройдут в воскресенье 19 июля. Сегодняшняя наша встреча с организаторами этой акции — председателем городского совета участников чеченского конфликта М. Таракановым и зам. председателя Нижегородского областного комитета солдатских матерей, входящего в движение «Прощай, оружие», Н. Жуковой.

— Михаил, давайте напомним, когда началась эта акция и какие основные мероприятия прошли за это время?

— Акция «Дни памяти погибших в боевых действиях в 1941–98 годах» началась 20 марта. Чтобы привлечь общественное мнение к этой акции и объединить ребят, воевавших в Чечне, прошли благотворительные концерты не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах области. Родителям погибших в Чечне 11 апреля была вручена материальная помощь. Вышла Книга памяти, ее получили в каждой семье погибших в Чечне, это 137 человек. Адресная помощь оказана и будет оказываться инвалидам и раненым.

— Как обстоит дело с открытием в районах города отделений совета участников чеченского конфликта?

— Они открылись в пяти районах, нет в Канавинском, Приокском и Нижегородском, там идет работа по регистрации.

— Как с помещениями в каждом районе города, которые вам обещал губернатор области?

— С этим сложнее. Долго идет оформление. Выделены временные помещения в Автозаводском и Советском, решается вопрос в Ленинском районе. Хотелось бы побыстрее…

— Оказывала ли вам помощь, как обещала, администрация города и области в трудоустройстве ребят, воевавших в Чечне?

— Учет у нас есть. Много ребят безработных, по городу — сотни. Многие не могут найти нормальной работы, потому что отметка в военном билете, что воевал в Чечне, как какое-то клеймо. Все же некоторым удалось помочь. Жаль, что нет в этом отношении реальной помощи от автозавода и других крупных предприятий, как было обещано. Со службой занятости мы только налаживаем контакты. Программа по трудоустройству у нас есть, но в бюджет 98-го она еще не была заложена. Фирма «Жанто» обещает нам 50 рабочих мест. В автошколах от фирмы «Экспресс-авто-плюс» бесплатно учатся сейчас около 100 наших ребят.

— Как с организацией реабилитации и лечения? Предлагали ли вам путевки в санатории?

— В лечении нуждается практически каждый. Путевок нам не предлагают. Хотелось бы быстрее решать эту проблему. Если ребята не найдут в ближайшее время свое место в жизни, будет плохо для всех. Много заболеваний, нервных расстройств появляется по прошествии именно трех лет после войны, как считают врачи.

— Как с планами на учебу?

— Губернатор подписал распоряжение, которым будет оплачена учеба заочно в университете 10 человек. Будем еще устраивать ребят на учебу. Вообще планов у нас очень много и будем стремиться воплотить их в жизнь.

— Наталья Станиславовна, в чем вы видите смысл намеченной на 19 июля акции?

— Цель нашей акции — повернуть народ к проблемам войны и мира. Народ должен решать, воевать ему в Чечне и в других «горячих точках», или нет, а не правительство. Мы хотели бы сыграть на уровне сознания, эмоций людей, подтолкнуть их на то, чтобы они задумались. В плане акции — шествие мам с портретами своих погибших сыновей, ветеранов всех войн и локальных конфликтов.

— Вы хотите, чтобы это была чисто антивоенная акция?

— Не антивоенная, а антимилитаристская. Мы протестуем против милитаризации сознания. «Афганцы» сейчас занимаются военно-патриотическим воспитанием. Почему «военно-»? Почему патриотизм должен быть с оружием в руках? А почему не заняться просто патриотическим воспитанием? Патриот своей Родины никогда не допустит, чтобы его Родина была порабощена врагом. Патриот своей Родины будет защищать ее и на олимпиадах, и на конкурсах Чайковского, и на шахматных турнирах. А военный патриот это слишком узко, это значит, что мы все с колыбели должны спать с обнимку с «Калашниковым». Мы говорим о демилитаризации. Армия по своему существу должна выполнять функции защиты страны, а наша армия, где служат больные, ненормальные солдаты, с лопатами в руках — эта армия небоеспособна, и я в ней не уверена. Я думаю, что если враг придет на нашу землю, то под ружье встанет весь народ. Государство заинтересовано в том, чтобы армия была боеспособная, мобильная, умная. Зачем нам нужна многомиллионная армия голодных, оборванных рабов? Свои задачи знает только горстка — спецназ, ВДВ, ГРУ, остальные не понимают, зачем и куда их бросают. Акция, которую мы планируем, ни в коем случае не антивоенная и не антиармейская, эта акция — в защиту мира.

— Не получится ли у вас по поговорке: «Замах на рубль, а удар на копейку?»

— Очень может быть, но это первый опыт. По всему миру прокатываются такие акции, потому что народы понимают: выгоднее жить в мире, чем воевать.

— Какими организационными мероприятиями вы хотите достичь цели, поставленной в запланированной акции?

— Будет заложен храм-часовня. Это дань памяти тем, кто погиб в войнах, от Великой Отечественной, до последней, чеченской. Планируем провести «круглый стол» с участием ветеранов войн в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Пригласим представителей Министерства обороны. Вести его будет комитет солдатских матерей. Цель этого «круглого стола» — объединение ветеранов всех войн с целью сохранения мира и недопущения войн в будущем.

— А что вы ждете от этого «круглого стола» конкретно.

— Будет подготовлено обращение в адрес Президента России.

— Кого вы ждете из известных людей на этом мероприятии?

— Дал согласие приехать Борис Громов, послали приглашение министру внутренних дел Сергею Степашину. Приедет из Ростова-на-Дону начальник 124-й медико-криминалистической лаборатории Владимир Щербаков. Приглашены многие губернаторы России. Благотворителный концерт даст Юрий Шевчук.

— Что будет кульминацией этой акции?

— Сначала проведем митинг, а кульминацией должно стать шествие по Большой Покровской, чтобы до сознания людей дошло, что делает война, какие несчастья она приносит. Мы хотим, чтобы люди настороженно относились к милитаристским высказываниям на любом уровне, чтобы «слуги народа» поняли: политику надо вести мирно.

— Думаю, что вас поддержит большинство людей. Но как быть с такими, как Басаев, Радуев, Хоттаб, чьи руки обагрены кровью? Как же с ними обращаться по-мирному?

— Радуева и Басаева породили мы сами. Я думаю, что и с ними можно договориться. Да, это волки, но даже волка можно приручить.

— Какие вы романтики…

— Мы не романтики, а хотим, чтобы наши дети не погибали на войне. Наконец, если мы ребятам, воевавшим в Чечне дадим цель — борьбу за мир — может быть, мы уменьшим и число их жертв здесь, у нас. Мы хотим, чтобы они боролись за мир, а не воевали бы друг с другом за киоски.

— Наталья Станиславовна, а как привлекаете вы к подготовке этой акции ребят, воевавших в Чечне?

— Они в основном все и организуют. Мы им дали идею, а они ее претворяют в жизнь. И мы хорошо видим, насколько изменились они за это время.

…Что ж, борьба за мир, с пальмовой ветвью против «волка» с автоматом — это гуманно и благородно. А пока же, по данным городского совета участников чеченского конфликта, из 6 тысяч нижегородцев, наводивших в Чечне конституционный порядок, каждый шестой уже находится в местах лишения свободы.

()

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz