[07.07.2003]
Политика
Валерий Киселев
Заволжские дали видны из Иерусалима
У человека может быть две родины, но душой он остается там, где родился
Долгие годы габбай синагоги Липа Грузман был
своеобразной достопримечательностью в Нижнем Новгороде. Его можно было увидеть
в крошечной мастерской у кинотеатра «Октябрь», где он работал сапожником,
встретить на Большой Покровской. Интересно было остановиться на улице и хоть
немного поговорить с этим необычным человеком с лучистыми глазами, в черной
шляпе и с начавшей седеть бородой. Его знали многие нижегородцы, он же общался
с сотнями известных в городе людей, жил в гуще политических и духовных событий.
Потом прошел слух, что Липа уехал в Израиль.
Долго еще, проходя по Большой Покровской, искал среди людей
знакомое лицо… И вот — неожиданная встреча. «Вернулся?» — «Приехал проведать город».
Договорились встретиться и поговорить подробно. Липа подарил несколько школьных
тетрадей с воспоминаниями. «Проглотил» их за вечер с удивлением — это же живая
история Нижнего Новгорода последних пятидесяти лет!
Полвека человек прожил в родном городе и вдруг сменил
привычную среду обитания, образ жизни.
— Трудно, наверное, было?
— Прошло почти пять лет… Это был очень тяжелый жизненный
перелом. Сегодня я делю жизнь на два этапа. Первый — в Нижнем Новгороде, второй
— в Иерусалиме. Но сколько бы я в Израиле не жил, я душой остаюсь в Нижнем
Новгороде. У меня получилось неразрывное духовное единство между Нижним
Новгородом и Иерусалимом. Всю жизнь я ходил пешком, в Нижнем Новгороде знаю все
улочки. И в Иерусалиме, где живу, до центра города вместо того чтобы ехать на
автобусе сорок минут, на своих двоих всегда прохожу за полтора часа.
— Было ли чувство ностальгии?
— Ностальгии не было, потому что в Нижний Новгород первый
раз я приехал через девять месяцев, потом через семь, а за пять лет побывал здесь
семь раз. Тяжело далось ломать те стереотипы жизни, к которым привык в России.
И не только в бытовом плане, но и в духовном. Я — еврей, но я — нижегородец.
Мое духовное становление прошло в Нижнем Новгороде, в рядах Советской Армии.
Мне скоро шестьдесят, старею, но есть духовное богатство, которое в моем
понятии не стареет. Бог дал мне острую память. С одной стороны — быстро летит
жизнь, но с другой — я все очень хорошо помню. Поэтому этот переезд только
обострил в памяти все, что у меня связано с Россией. Я успокоился, смотрю на
жизнь со стороны.
— Ты начал писать, это, наверное, дает возможность
посмотреть на жизнь по-другому, осмыслить прошлое. Как родилась идея написать
воспоминания?
— Она была у меня еще в юности, когда служил в армии.
Гарнизон был в Забайкалье, в такой глухомани… Степь, морозы, жили нас десять
человек на точке в землянке, обеспечивая азимуты полетов истребителей.
— Липа, как ты пришел к вере? Из книги воспоминаний видно,
что в детстве жил в среде, которая никак не способствовала религиозному
развитию.
— Да, это была особая среда. Отец у меня был сапожник, рядом
жили портные. Я знаю их жизнь. Знаю жизнь в армии, отслужил три года день в
день.
— В то время у вас еще не было дедовщины…
— Не было, но была гордыня, унижение слабых. Я закончил
строительный институт, работал до армии слесарем в Горгазе, потом там же
мастером, затем начальником участка в «Энерготехмонтаже». В синагоге служил
семь лет.
— Обычная трудовая советская жизнь, и вдруг человек приходит
к вере. Что было толчком?
— В Забайкалье был момент: в мороз застряли на машине в
степи. Тут и вспомнил о Боге. Я сначала сомневался, есть ли Бог. Просидел один
раз смену за пеленгатором, вышел из землянки — небо сошлось с землей и звезды
лежат прямо на снегу. Я тогда подумал: есть какие-то нерукотворные силы,
которые руководят и природой, и человеком, и судьбой. Но к вере я пришел не
сразу.
— Были, наверное, и учителя в вере?
— Они появились позже. В меня было вложено понятие добра. На
моих глазах в детстве били, убивали. У меня всегда было содрогание от пролитой
крови. Я видел, как травят человека языком, всегда сопереживал моральное
унижение. В сердце у меня никогда не было жестокости. Когда работал в Горгазе,
все меня звали Аронычем, приходили за советом. Часто приходилось наставлять
людей, которые могли оказаться за решеткой. Я понимаю, что преступность в
России — социальное явление. Нет неверующих людей, даже самые последние злодеи
в глубине души верят, и у них есть огрызки совести. Когда человек делает
неправое дело, все равно это его беспокоит.
— В одной из тетрадей ты описал встречи с покойным
митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Вы — люди разных религиозных
убеждений, но чувствуется, что вас связывала настоящая дружба. Кем он был для
тебя?
— Для меня он был старшим товарищем, с мягким и добрым
сердцем. Он жил в жестоком мире, но всегда оставался добрым человеком. Он желал
от нечестивцев покаяния. Нас объединяло то, что человек создан по образу Божию
и для Бога нет понятия национальности. Я с ним прошел вместе тринадцать лет, у
нас всегда были искренние отношения. Мы понимали друг друга.
— Вы не чувствовали друг в друге конкурента?
— В чем? Я не собирался насаждать иудаизм, и он не хотел,
чтобы я принимал христианство.
— Как идет работа над книгой дальше? Это же настоящая
литература!
— Пишу каждую минуту. Разговариваю с человеком и думаю, как
я опишу этот диалог.
— Бывает ли, что на события или людей теперь смотришь
по-другому?
— Меня интересует, что человек внес духовного в этот мир. На
каждого человека я смотрю с точки зрения вечности.
— В тетрадях меня удивил один момент. Почему-то я думал, что
в Израиле молодежь другая — она живет в условиях постоянной опасности
терроризма. Считал, что там молодежь более дисциплинированная, религиозная. А
судя по тетрадям, там молодые люди такие же шалопаи, как у нас.
— Они могут быть такими же шалопаями, могут быть хуже или
лучше. Есть молодежь, которая живет в жестких религиозных традициях. Есть
молодые люди, которые учат тору и тут же — военное дело. Приятно бывает видеть
молодого человека водителя автобуса — в кипе. А ортодоксов в Израиле
шестнадцать процентов.
— Где легче выжить простому человеку — в Израиле или в
России?
— Конечно, там. Если человек работает, то он не получит
меньше четырех долларов в час.
— Но там и расходы, наверное, существенней, чем в России.
— Очень дорогое жилье, транспорт. Проехать одну остановку
стоит полтора доллара. Тем не менее, государство страхует основные продукты
питания — хлеб, молоко, яйца. Цены на них нельзя поднимать. Есть страховка по
болезни.
— Где более духовная жизнь — в Израиле или в России?
— Трудно сравнивать. Когда мы говорим о милой, доброй
матушке-России — это сельская местность. Русская деревня — это самая
одухотворенная часть России. В Израиле духовность — куда забредешь. Можно
попасть в деревню, где нет замков, соблюдают субботу, а в центре Иерусалима
увидеть сцену, где парень с девушкой целуются так, что видно, до чего они
дошли. Мир очень сложный. В центре Иерусалима можно увидеть и здоровенного
мужика, который просит милостыню.
— Ощущается ли в Израиле постоянная угроза террора?
— Все к этому привыкли. В России в год убивают по тридцать
тысяч человек, в Израиле от терактов за год погибли триста человек. В России
жить опасней. Уличной преступности почти нет. За пять лет в Тель-Авиве появился
один сексуальный маньяк, на его счету было четыре жертвы. Всех
девушек-полицейских переодели и одна из них этого маньяка застрелила. Там
преступников с оружием в руках уничтожают на месте.
— Чем заполнено у тебя время в Нижнем Новгороде?
— Пишу. Записки делаю постоянно. Очень много встреч с
друзьями.
Пятая «Еврейская тетрадь» Липы Грузмана заканчивается
строчками: «Что такое счастье в этой жизни? Наверное, счастье — вот так бродить
по полусонному древнему библейскому Иерусалиму. А чего мне хочется сейчас, сию
минуту? Прикрываю веки — и я около Коромысловой башни Нижегородского кремля.
Вижу заволжские дали, Нижний…»
|