Проект Валерия Киселева / Статьи / Великая Отечественная война / Земляк генерала Власова

Судьба

Валерий Киселев

Земляк генерала Власова

«А вдруг завербован?»

Осенью 1942 года сержанта Василия Тулупова вызвали в особый отдел 251-го отдельного батальона связи, где он служил.

— Давно знаете предателя, бывшего генерала Власова? — спросил капитан-особист.

— С детства, — простодушно ответил сержант.

Вызову в особый отдел Тулупов не удивился: СМЕРШ свое дело знает, проверяет все возможные связи генерала Власова. Там посмотрели личные дела солдат и выяснили, что сержант Тулупов — земляк Власова, уроженец села Ломакино Гагинского района Горьковской области. А вдруг Власов всех своих земляков давно завербовал?

На свадьбе гуляло все село

На фронте их пути не пересекались. Генерал Власов командовал 2-й ударной армией, а сержант Тулупов воевал в 16-й армии. Но Власова Василий Тулупов действительно знал с детства.

— Хорошо помню, как Андрей Власов женился, — рассказал Василий Тулупов. — Мне тогда было лет пять. Гуляло все село. Нам, мальчишкам, из окон дома бросали монеты и конфетки. А невеста Власова, Анна Воронина, жила как раз напротив нашего дома. Девушка она была видная, симпатичная. Вряд ли Анна вышла замуж по любви: Власов был долговязый, нескладный, в очках. Не будь он командиром, ни одна девка бы за него не пошла. А так — родители сговорились.

Хорошо отозвался Василий Тулупов о родителях Власова:

— В селе их уважали. Отец и мать были верующими, пекли просвирки при церкви. Андрей был у них единственным сыном. Когда создали колхоз, они половину дома отдали под размещение конторы бригады, в их дворе стояли двадцать колхозных лошадей.

Тесть Власова был не из бедняков: вместе с братом держали 52 улья. Делали братья медовуху на продажу. Две кружки махнул и — ползком домой.

В щуку из пистолета

Вспомнил Василий Тулупов и приезды Власова в отпуск:

— Любил он на лодке по озеру кататься и чтоб гармонь играла. Рыбачил так: ночью на лодке с фонарем, щук стрелял из пистолета. А потом варил уху на берегу. Приглашал на уху и цыган, они всегда у нас табором стояли на Пьяне.

Последний раз Власов побывал в родном селе в марте 41-го, баллотировался в депутаты. Читая мужикам и бабам лекцию о международном положении, предупредил, что скоро будет война. Никто ему тогда не поверил.

В Ломакино, когда узнали, что Власов перешел к немцам, многие испытали шок.

— Я думаю, что Власова немцы завербовали задолго до войны, — считает Василий Тулупов.

Никто власовцем не стал

А сам Василий Тулупов из родного села уехал в 1935 году. После окончания ФЗУ работал на речном флоте, а в конце 1939-го был призван в армию.

С первых дней Великой Отечественной — на фронте. Боевое крещение принял в горящей Орше. Отступал, прорывался из окружения под Ярцево, был ранен, но остался в строю. Служил связистом, а потом до конца войны, которую закончил в 11-й гвардейской армии под Пиллау, водителем. Было очень тяжело. Но ни разу ему в голову не пришла мысль, что лучше сдаться в плен, как его земляк.

Домой Василий Тулупов вернулся в 1946-м с наградами, и услышал от земляков, что ломакинцев соседи теперь называют власовцами.

Из 300 домов села Ломакина ушли на фронт мужики. Домой вернулись всего пятеро, вспоминает Василий Тулупов, все раненые. Никто из ломакинцев власовцем не стал. Все воевали честно.

А Василий Тулупов, пройдя огонь и воду в Великую Отечественную, решил связать свою жизнь снова с огнем. Точнее, борьбе с ним. Стал пожарным. За двадцать семь лет прошел путь от рядового бойца до заместителя начальника пожарной части. Случалось выезжать на пожары и по 4-6 раз в день. Не один раз рисковал жизнью. Потому что есть понятия важнее жизни: Родина и честь.

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz