Проект Валерия Киселева / Статьи / Великая Отечественная война / Мы будем сражаться вместе…

Судьба

Валерий Киселев

Мы будем сражаться вместе…

Много лет назад, работая в архиве Министерства обороны над документами сформированной в нашей области 137-й стрелковой дивизии, в книге потерь офицерского состава за 1945 год обнаружил странную запись: «Вилар Энрике. Национальность — испанец. Место рождения — остров Куба, город Гавана».

В 40-е годы большинство советских людей о Кубе имели представление не больше, чем сейчас россияне об — острове Науру. Но как мог кубинец в годы Великой Отечественной сражаться в Красной Армии? Знают ли об этом на Кубе сейчас?

Через несколько лет выяснилось, что поисками Энрике Вилара занимается московский писатель Валентин Томин. Он знал о нем до момента отправки на фронт, а где воевал и как погиб юный кубинец — долгое время было тайной.

Судьбу человека даже на фронте можно проследить до его последней минуты. Много лет ушло, но удалось найти и опросить не один десяток людей, близко знавших Энрике Вилара. И в итоге собран материал, достойный пера романиста.

…В 1932 году Международная организации помощи борцам революции переправила в СССР семилетнего малыша Энрике, сына кубинского коммуниста Сесара Вилара. Он попал в интернациональный детский дом в Иванове. Здесь жили 160 воспитанников 27 национальностей. Пятьдесят, став взрослыми, ушли на фронт, 17 из них, в том числе и Энрике Вилар, погибли. Дети росли, когда в Испании шла борьба с фашизмом. Сохранилось письмо Энрике отцу: «Ты борись за великое наше дело, а потом я приеду и мы будем бороться вместе».

Попасть в Красную Армию ему помогла в 1942 году Долорес Ибаррури, когда 16-летний Энрике написал ей письмо. Юный кубинец, «он был совсем маленький, небольшого росточка, еще мальчик», вспоминали его друзья, учился в снайперской школе, потом в военном училище. Учился так прилежно, что командование оставило его в училище готовить курсантов. Но он рвался на фронт.

В январе 1945-го младший лейтенант Энрике Вилар попал в 137-ю Горьковскую стрелковую дивизию. Принял взвод и через двое суток — в наступление. Коротка на фронте жизнь лейтенанта. Энрике Вилар воевал всего две недели, зато каких: двести километров по снегам Восточной Пруссии в жарких боях. Свое последнее письмо он написал русским друзьям 27 января: «…Сейчас мы гоним немцев и прочую шваль по Восточной Пруссии. Хочу тебе сказать, Игорь, одно, что не так страшен черт, как его малюют, ничего особенного здесь нет, только надо побольше храбрости и инициативы и тогда ты всегда будешь победителем. Ну, друзья, простите, что мало пишу. Скоро в бой».

Его последний бой был 30 января за немецкое местечко Фюрстенау. С младшим лейтенантом Энрике Виларом из взвода оставалось пятеро бойцов. Комсорг 409-го полка Семен Тарасов запомнил его последние минуты: «В этом бою младший лейтенант Энрике Вилар лично поднял взвод в атаку, в рукопашной схватке уничтожил четырех фрицев. Лег за ручной пулемет и еще истребил много врагов. Я тоже в этом бою был ранен. Все были представлены списком к награде. Лейтенант-кубинец должен был получить орден Отечественной войны посмертно. Это наш долг — вручить орден его родным. Или я свой отдам».

Капитан Михаил Зуев, командир батальона, где сражался кубинец Энрике Вилар, подробно описал этот бой. Он действительно погиб, как герой. Помнили юного кубинца в дивизии долго. А вот его мать, сестры и брат узнали о гибели Энрике только в 1949 году, через советское консульство в Гаване.

Если бы Энрике Вилар остался тогда в живых, то, без сомнения, сражался бы за свободу Кубы вместе с Фиделем Кастро. Когда много лет спустя Фидель узнал о судьбе юного героя-интернационалиста, было сделано все, чтобы увековечить на Кубе его память. Именем Энрике Вилара названы военное училище и корабль, улица в Гаване. А наше правительство вручило его матери орден Отечественной войны. Тогда же совет ветеранов 137-й Горьковской дивизии послал его матери удостоверение и знак ветерана дивизии.

Есть в селении Бранево на севере Польши, в нескольких километрах от Балтийского моря, братская могила № 11. Здесь покоятся останки солдат стрелкового взвода и их командира, погибших в бою за Фюрстенау 30 января 1945 года. Вот их имена: Вилар Энрике, Левченко Николай Григорьевич, Кульбицкий Тимофей Антонович, Поскалюце Роман Иванович, Цыркунов Петр Иванович, Новичихин Сергей Данилович.

© 2001—2007 Валерий Киселев (текст), Вадим Киселев (оформление)

Hosted by uCoz